Бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Выступление заместителя директора по воспитательной работе Давудовой Д.Р.

    1 слайд. Уважаемые коллеги, гости семинара!

    Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм.

    2 слайд Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

    В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

    Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций– показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

    слайд 3 Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Каждый общеобразовательный предмет (и гуманитарного и естественно-математического циклов) объективно располагает немалым патриотическим потенциалом. Однако бесспорным является факт, что приоритет в решении проблем патриотического воспитания принадлежит урокам истории. Не зная истории Родины, ее традиций и обычаев, невозможно по достоинству оценить и полюбить свою страну. Не будет настоящего специалиста ни в одной из областей, если он не состоялся как гражданин, как патриот, как верный сын Отечества. На уроках обществознания по разным темам (например, международные отношения, политическая деятельность, исторический процесс и т.д.) также

    поднимаются вопросы проявления гражданских чувств и сохранения верности Родине: гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Так как патриотизм носит деятельный характер, его воспитание осуществляется в процессе разнообразной познавательной и практической деятельности.

    4 слайд В организационном плане элементами (звеньями) системы патриотического воспитания являются: учебный процесс, внеклассная воспитательная работа, внешкольная работа.

    Приоритетной формой патриотической работы считается внеклассная и внешкольная работа. Трудно переоценить ту роль, которую играет в процессе патриотического воспитания обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., явившейся не только тяжелейшим испытанием, но и определившей самосознание народа-победителя. Интерес к истории Великой Отечественной войны у сегодняшних школьников значительно вырос. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Приведу лишь несколько примеров. Ученик 9 класса нашей школы Воропаев Андрей является членом поискового отряда "Поиск".

    5 слайд Ученики 9-11классов сняли фильм о ветеране Великой Отечественной войны Калинникове С.И, майора в отставке, участнике штурма Берлина, который был размещен с письменного согласия ветерана на сайте «Победа».

    Ученики нашей школы под моим руководством на протяжении последних лет участвуют во всех районных конкурсах патриотической направленности и занимают призовые места:

    6 слайд. Кривцов Александр – ученик 11 класса занял 1место в Областном конкурсе «Архитектура Орловского края» за работу: «Ливенский Марие-Магдалинский монастырь», ученик 11 класса Мальцев Кирилл занял 1 место в районном конкурсе исследовательских работ по благоустройству воинских захоронений в номинации «Чтобы помнили» и 1 место в районной акции «Поклонимся великим тем годам!» за эссе « Это нужно помнить» Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера.

     

    Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.

    Мне не нужно говорить о том, в чем польза патриотизма, за меня это уже сказали мудрецы, писатели, педагоги. Я хочу представить вашему вниманию основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, показать, как отработана система патриотического образования в нашей школе, в моей работе, и работе моих коллег. Благо, накопленный опыт патриотического воспитания в наших школах и намеченные на сегодняшний день государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

    Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в нашей школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.


    Структура школьной системы патриотического воспитания в Никольской средней школе включает в себя следующие направления:

    7 слайд

    1. Направление- Формирование на базе музейного уголка истории школы центра гражданско-патриотического воспитания. Учениками совместно с учителями школы был собран большой материал о ветеранах ВОВ, вдовах, жизни тружеников района в годы войны, воспоминания о послевоенных годах, собрано большое количество различных экспонатов.Это дает большие возможности для использования его материала на уроках и во внеклассной работе. Материал постоянно пополняется и обобщается .

    Благодаря краеведческому материалу и закладывается любовь к родному краю, уважение к землякам. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге - понять современность.

    8 слайд С большим интересом учащиеся воспринимают музейную информацию о Великой Отечественной войне. Традиционно, каждый год здесь проходят Уроки мужества, экскурсии, посвященные памятным датам: ко дню освобождения Должанского района, дню Победы 9 мая.

    2 Направление- 

    9 слайд приобщение к духовным ценностям, создание условий для творческого развития учащихся. Традиционными стали в школе мероприятия, посвященные героям землякам, Дню неизвестного солдата, дню героев Отечества, выдающимся деятелям истории, конкурсы чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне и военно - патриотических песен.

    10 слайд С большим удовольствием и трепетом не только ученики, но и родители принимают участие в ежегодном мероприятии под названием « Служу Отечеству!»,посвященному Дню защитника Отечества где проходит историческая викторина по истории родного края, конкурс строя и песни, соревнования по многоборью среди юношей. На это мероприятие приглашаются: ветеран войны в Афганистане Масленкин В.И,, председатель Совета ветеранов с.Никольское Воропаев В.В и общественность села.

    11-12 слайды 3Направление- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины. Это направление реализуется в изучении истории с.Никольское, Должанского района, монастыря Святой Марии-Магдалины. В кабинете истории оформлены стенды по данной тематике, проводятся мероприятия , посвященные истории родного края и тематические экскурсии в музейном уголке.

    Слайды 13-15 Большинство учеников проходят службу в армии, некоторые находят в ней свое призвание и профессию.

    4 Направление- приобщение детей к насущным проблемам школы и села. Работа идет через знакомство с историей школы, района;

    слайд 16 традиционным стало проведение акции «Обелиск», работы по благоустройству братских захоронений с.Никольское, д.Марьино, в которой принимают участие педагоги и учащиеся школы, оказании помощи ветеранам Великой Отечественной войны,

    17 слайд уборка пришкольной территории и территории села, традицией стало озеленение территории школы, так моими выпускниками 2013 года была посажена сосновая аллея в честь 70-летия освобождения Орловщины от немецко-фашистских захватчиков , а выпускники 2014 года липовую в честь 80-летия со дня рождения первого космонавта Ю.А Гагарина ,

    18 слайд аллею из туй посадили педагоги школы, а честь посадить первое деревце было предоставлено бывшему учителю истории нашей школы Введенской Т.Е, которая ведет большую патриотическую работу среди обучающихся, она частый гость на наших мероприятиях ко Дню освобождения района, ко Дню Победы 9 мая.

    слайд 19 5 июня 2013 года ученики и педагоги школы приняли участие в перезахоронении останков советских воинов, погибших при освобождении нашего района на братской могиле в с.Никольское.

     

    Слайд 20

    5 направление - создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни. Ежегодно в ходе проведения месячника оборонно-массовой и физкультурно –оздоровительной работы с учениками организуется лыжный забег на братскую могилу в д.Марьино с возложением гирлянды Памяти, в этом году планируется такой забег и на братскую могилу в с.Кудиново. Активное участие в этом мероприятии принимают как обучающиеся так и педагоги школы.

    Большой интерес у обучающихся вызвало проведение Олимпийского урока «Россия, вперед!» в день открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.

     

     

     

    Слайд 21 Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение обучающимися отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

    Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память;

    Слайд 22 коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия.

    Слайд 23 Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. В своей работе при изучении темы «Великая Отечественная война» активно использую видеофильмы из цикла «Великая Победа», « 148 дивизия в боях за освобождение Должанского района»,ко Дню Героев Отечества «Очерк о подвиге нашего земляка Алексея Скорцова», фильм -обращение к молодежи Орловщины. Таким образом, неоценима роль урока истории в формировании и воспитании патриотизма у подрастающего поколения.

     

    На своем опыте, 16 лет работая учителем истории я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях родного края вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

    Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. На уроках истории я использую материалы по истории нашего села, истории монастыря Святой Марии-Магдалины, материалы по истории гражданской и Великой Отечественной войн. Например, при изучении темы гражданская война в России интерес у обучающихся 9 класса вызвала информация о восстании в Ливенском уезде в 1918 году. Обучающиеся с удовольствием готовят сообщения и рефераты о событиях, происходивших на территории родного края. Широко в преподавании истории использую краеведческий материал школьного музейного уголка.

    24-25 слайды Отличники и активисты школы посетили за последние годы такие исторические места как (Прохоровское поле, Брянская партизанская поляна, музеи-усадьбы И.С Тургенева и Л.Н Толстого Спасское-Лутавиново и Ясную Поляну ).

    Наша школа поддерживает тесные связи с расположенным рядом монастырем Святой Марии-Магдалины. Доброй традицией стало совместное проведение различных мероприятий:

    26 слайд Праздников Рождества Христова и Пасхи, тематических бесед о Библии, Святом Орловской земли Кукше, святых женщинах Руси.

    Слайд 27 Священник о. Дмитрий и монахини монастыря частые гости на различных внеклассных мероприятиях, предметных неделях.

    Слайд 28 Неизгладимое впечатление оставила паломническая поездка старшеклассников и педагогов школы в Курскую Коренную пустынь, организованную настоятельницей монастыря игуменьей Марфой 1 мая 2014 года.

    Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

    Слайд 29 Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине. Таким образом, начинать патриотическое воспитание следует на уроке. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.

    Наша школа готовится достойно встретить 70-летний юбилей Великой Победы: в фойе оформлена выставка книг, рисунков, поделок обучающихся,

    30 слайд 29 января в день 72- годовщины освобождения Должанского района от немецко-фашистских захватчиков был проведен митинг на братской могиле и урок мужества,

    31 слайд ученики 7 класса посетили ветерана Великой Отечественной войны Анисимова А.И, оформляются стенды и альбомы с воспоминаниями детей войны и тружеников тыла,

    32 слайд организована экскурсия в сельскую библиотеку, на сайте школы создана страничка «С благодарностью, помним!»
    33- 34 слайды Уроки истории, организованные целенаправленно играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

    Смотрите презентацию "Роль предметов гуманитарного цикла в формировании патриотизма и исторической памяти".

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих

    Навигация